Gerard Rukenau (rukenau) wrote,
Gerard Rukenau
rukenau

Categories:
  • Mood:
  • Music:
О наследовании в теистических религиях, или
Как судья мертвых родился тринадцатого января

so_wa дала ссылку на сайт Наро-Фоминского Благочиния, на котором есть страница с перечислением имен, соответствующих в христианской традиции тому или иному календарному дню. Я, естественно, полез сразу же на свой день рождения (январская страница). Вначале взгляд мой упал на не вполне благозвучное, на мой взгляд, имя Гавденций (этимология его не приводится) , а также на соседствующее с ним имя Гаий (как там написано, рожденный землей).

Затем я с интересом обнаружил, что первым в списке идет вот такое интересное имя: ВУЗИРИС (ВУСИРИС). Если ткнуть на него, выдается лаконичное: мученик Вусирис.

Несмотря на то, что я совершенно истово не приемлю всяческие народные этимологии вроде "радуга" = "дуга" + "Ра", призванные обосновать сакральную генеалогическую связь русского человека с древнеегипетским, здесь, кажется, присутствие Осириса в той или иной форме уж слишком очевидно.

Начинаем расследование.

Бусирис

БУСИРИС (Βούσιρτς), или Бусирид, в греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона (вариант - Эгипта) и Лисианассы. Когда страну поразила засуха, длившаяся девять лет, кипрский прорицатель Фрасий предсказал, что бедствие прекратится, если Б. будет ежегодно приносить в жертву Зевсу одного чужеземца. Первым Б. умертвил самого прорицателя, а затем убивал у алтаря Зевса всех чужестранцев, прибывавших в Египет. Эта участь ожидала и Геракла, когда на пути к саду Гесперид он остановился в Египте; но герой, когда его подвели к жертвеннику, порвал путы и убил Б. и его сына Амфидаманта (Apollod. II 5, 11). Миф отразил представления греков о враждебном отношении египтян к чужестранцам (Diod. I 67). В египетской мифологии имя Б. не встречается, что даёт основание предполагать, что миф о Б. носит этиологический характер: это попытка объяснить название города Джеду в дельте Нила; сокращённое название города Bw-Wsr («место Осириса») греки произносили как «Бусирис». Согласно распространённому варианту мифа, Б. был убит не Гераклом (жившим десятью поколениями позже Б.) (Isocr. XI 37), а одной из Данаид Автоматой (автоматной очередью, I presume?).

Источник (процитированный на другом сайте): Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.

Курсив и жирный шрифт мои. Здесь, впрочем, ничего не сказано о его мученичестве; да и вообще странно было бы, чтоб человек таких прогрессивных взглядов на межэтнические отношения попал в христианский канон, правда? Тут, пожалуй, будет уместно отметить, что, хотя имя "Осирис" -- наиболее общепринятое для обозначения судьи мертвых в пантеоне древнеегипетских божеств, вообще-то это его греческая версия. Поскольку же огласовки собственно древнеегипетских имен достаточно условны, этот же бог именовался (как вариант, мог именоваться) также Асаром, Усиром, Осером, Осаром, Весиром, etc. В любом случае это имя действительно основано на иероглифе Wsr, который достаточно наглядно изображен вот на этой картинке -- это посох с головой шакала, символ силы и доминирования. Город Джеду в девятом номе Нижнего Египта, где был главный культовый центр Осириса, действительно назывался также Бусирисом.

Однако вопрос-то остается: какое все это имеет отношение к нашему герою, давшему свое имя 13 января? Найти то место, где смыкаются православный мученик Вусирис и негостеприимный царь Бусирис, довольно сложно. Тем более что у Эрмия Созомена в кн. V, гл. XI "Церковной истории" мы находим вот какой абзац:

It is said that Busiris also obtained renown at Ancyra, a city of Galatia (речь идет о теперешней столице Турции Анкаре, основанной в 7 в. до н.э. фригийским царем Мидасом), by his brilliant and most manly confession of religion. He belonged to the heresy denominated Eucratites; the governor of the province apprehended and designed to maltreat him for ridiculing the pagans. He led him forth publicly to the torture chamber and commanded that he should be elevated. Busiris raised both hands to his head so as to leave his sides exposed, and told the governor that it would be useless for the executioners to lift him up to the instrument of torture and afterwards to lower him, as he was ready without this to yield to the tortures as much as might be desired. The governor was surprised at this proposition; but his astonishment was increased by what followed, for Busiris remained firm, holding up both hands and receiving the blows while his sides were being torn with hooks, according to the governor's direction. Immediately afterwards, Busiris was consigned to prison, but was released not long subsequently, on the announcement of the death of Julian (имеется в виду смерть императора Юлиана Отступника -- это 363 г н.э.). He lived till the reign of Theodosius, renounced his former heresy, and joined the Catholic Church.

Очевидно, что это совершенно разные времена, не говоря уж о том, что в случае с египетским Бусирисом речь идет вообще о месте, а не о человеке. Случайно ли совпадение имени?

Вот тут начинается самое интересное, потому что, очевидно, не случайное.

Дело в том, что город Бусирис, расположенный в дельте Нила c незапамятных времен, продолжал успешно существовать и в IV веке до н.э. В наше время (то есть в XXI в.) это уже т.н. "титулярный" диоцез, т.е. диоцез, в силу исторических причин переставший быть территориальной единицей католической церкви (It is essential that the titular diocese did once exist, and did cease to exist through death or defection of clergy and faithful, or pagan settlement and government) -- но в четвертом веке, равно как и долгое время после этого, город Бусирис был действующим диоцезом, и его границы распространялись достаточно далеко. Его епископ Гермеон участвовал в первом Никейском соборе (325 г. н. э.) как сторонник дипломатичного Мелетия Антиохского. Мелетий, как считают, внес главный вклад в осуждение арианства -- ереси, осуждавшей полноту божественности Иисуса.

Таким образом, видимо, следует придти к выводу, что давший свое имя 13 января христианский мученик Бусирис был назван топонимически -- по имени города, ведущего свою родословную от египетского бога мертвых.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments